КОММЕНТАРИЙ 4 (А.М. к И.А.)

“Так, а какая разница тебе, мне или дяде Васе какие у ученого, в данном случае у Саши мотивы? Лишь бы результат был непротиворечивый и конструктивный”.

Лично мне разницы никакой. А мракс (это опечатка такая случилась - Маркс) просто обозвал бы Сашу идеологом, и все, что он пишет - его оправданием. Я тут студентам о Марксе рассказывал, а об идеологии рассказал плохо, вот и всплыло “вытесненное”. Уж очень хороший случай для демонстрации марксизма. Речь ведь не о мотивах идет, а о том, что, несмотря на Сашины высокие мотивы чистого теоретизирования, результат все равно окажется апологетикой маргинализма.

“Пример: есть близкое по звучанию и абсолютно другое по смыслу русское слово “пограничник”. Этимологически это человек, который живет и работает на границе. И важно то, что он на границе, а не то, что у него зеленая форма, автомат и собака. Если он со всеми этими второстепенными атрибутами появляется не на границе, то патруль военной комендатуры проверяет его документы, чтобы узнать, почему он не на ГРАНИЦЕ, то есть не на своем месте”.

Допустим. Но если он на границе, то он девиант или субкультурный тип. Я хочу сказать, что то, что ты называешь “центр – периферия” вполне можно назвать “культура – субкультура” или “норма – девиация”, и без маргиналов можно обойтись.

“Очень много говорится о личностных особенностях. Вот я живу в маргинальной по Парку ситуации и никаких завихрений, девиаций, ценностных конфликтов у меня нет. Честное слово. Вроде должны, по-вашему, быть, а их нет. Есть немецкая культура. Я смотрю на нее с любопытством. Она в лице своих носителей иногда тоже. Но конфликтов, подчеркиваю, нет”.

Я и не говорю, что они есть. Это Парк говорит, что они должны быть.

“Замени в Сашиной статье слово “Маргинал” на слово “Новатор”, или лучше “Новатор иностранного происхождения” и больше в тексте ничего менять не придется”.

Ну и я о том же.

“Дальше этот крестьянин смекает как все устроено и конфликт норм, которого не было, пропадает совсем”.

... и тогда он перестанет быть маргиналом, на что надеются те, кто постсоветское общество называет маргинальным

то маргинальной можно обозвать любую общность, в которой этот конфликт имеет место, в том числе и общество в целом. Маргинальное общество – это общество, в котором у всех конфликт норм в голове.

Ты такое видел?

Я – нет. Но я ведь говорю как бы “от имени”. Я лично вообще с темными понятиями дела предпочитаю не иметь.

“Что же такое этот дьявольский конфликт норм?”.

Я прекрасно понимаю, что ты не испытываешь никакого конфликта норм. И твоя эмпирическая аргументация не ко мне. Я говорю только, что если те, кто занимается маргиналами хотят объяснить их своеобразие, то они должны объяснять его неким конфликтом норм, который по их логике должен у этих ребят быть. Так что доказывать мне, что ты чувствуешь себя хорошо совершенно не обязательно, хотя я рад это слышать.

И еще. Я пробовал придумать пример конфликта норм. Для этого вспомнил рассказ “Без языка” В. Г. Короленко – там речь идет почти о польском крестьянине в Америке и о том, как он там мучился. Это мое воспоминание натолкнуло меня на такой пример: Приехавший из наших мест в какую-нибудь феминизированную страну мужик пытается пропустить даму вперед, а за это получает по голове, потому, что та расценивает это как дискриминацию. Хотя это тоже не совсем конфликт норм, а что-то другое. Еще один пример: Я был в Киеве два года назад (я писал тебе, кажется). Один раз я заговорил по-украински – мне ответили по-русски. Тогда я заговорил по-русски – мне ответили по- украински. С этим я сталкивался почти постоянно. Я чувствовал себя ужасно, потому что оба языка для меня не иностранные и разговариваю я на них без “внутреннего перевода”. Это значит, что при каждом “переключении языка” я должен (вынужден) переключать и мозги. Но если это происходит каждые пять минут... Я просто впадал в ступор, и не мог понять, лексику какого языка я должен сейчас актуализировать. Короче для меня это был-таки в какой-то степени конфликт норм в моей голове – а для них это нормально. За это я их не только маргиналами могу обозвать. Суди сам, насколько это похоже на Парковский конфликт норм. И кто при этом маргинал.


Леша.

Комментариев нет: